Юсупова Эльмира Фаритовна
Российская Федерация, город Оренбург
Лауреат XI конкурса
«Мой край - моя Родина (средняя и старшая школа)»
Конкурсная работа:
Конспект урока русского языка в 9 классе «Обобщение и систематизация знаний по теме «Постановка знаков препинания в разных видах сложных предложений» (на основе текстов краеведческой тематики)»
Урок обобщения и систематизации знаний обучающихся по теме «Постановка знаков препинания в разных видах сложных предложений» рассчитан на 2 часа. Разработан на основе программы по русскому языку В.В. Бабайцевой. Возрастная категория 16-17 лет (учащиеся 9 класса).
Форма урока-конференции позволяет обобщить и систематизировать объемный материал как с точки зрения содержания, так и демонстрации навыков школьников по распознаванию грамматико-синтаксических особенностей сложных предложений и логико-предметных значений, выражаемых в сложных предложениях. Заявленные виды работ позволяют выявить уровень сформированности пунктуационных умений обучающихся:
– находить в коммуникативных единицах смысловые отрезки, требующие выделения их знаками препинания
– ставить знаки препинания в соответствии с изученными пунктуационными правилами
– обосновывать выбор места для знака и выбор необходимого знака препинания
- преобразовывать (редактировать) предложения, реализуя пунктуационные задачи по теме.
Работа строится на текстах, т. к. текст – это основа создания на уроках русского языка развивающей речевой среды. Именно через текст реализуются все цели обучения в их комплексе: коммуникативная, образовательная, развивающая, воспитательная. Предлагается система работы по текстам краеведческой тематики. Содержание текстов позволяет ввести учащиеся в понимание народной жизни, культуры родного края, его географии и истории, познакомиться с авторами и героями текстов - выдающимися общественными деятелями, писателями, журналистами, поэтами, учеными. Региональный компонент в преподавании русского языка рассматривается как лингвокраеведческая работа. Кроме того, краеведческая тематика текстов позволяет дополнительно решить ряд задач (мотивационных, воспитательных, развивающих и т. д.).
Чередующиеся доклады-выступления учащихся с результатами как индивидуально-групповой работы (на основе домашнего задания), так и коллективной (групповой) работы (на основе классного задания) с широким использованием наглядного материала несут новую информацию для ученика и позволяют развивать аналитическое мышление, формировать навык выступления, познавательный интерес, воспитывать уважение к собеседнику. Задания предполагают подготовку к ГИА.
С целью эффективной организации урока-конференции требуется предварительная подготовка класса: разделение класса на группы (для выполнения домашней работы – по желанию, для выполнения задания в классе – разноуровневые группы), распределение (или самораспределение) функциональных обязанностей обучающихся в каждой группе и определение заданий для групп обучающихся.
К уроку прилагается презентация. Приложения оформлены в отдельных файлах. Для удобства использования учителем тексты даны в 2-х вариантах: для работы учащихся и отредактированные для учителя.