Мурашова Марина Васильевна
Россия, Алтайский край, г. Бийск
Победитель XIV конкурса
«Наука вокруг нас (дошкольный возраст)»
Конкурсная работа:
Рабочая программа по теме: "Опытно-экспериментальная деятельность с детьми дошкольного возраста"
Современные дети живут в эпоху информатизации и компьютеризации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому, оперировать ими, мыслить самостоятельно, творчески.
Все исследователи экспериментирования выделяют основную особенность познавательной деятельности детей: ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним, осуществляемые ребенком практические действия выполняют познавательную, ориентировочно-исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта.
Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности. Ребенок-дошкольник сам по себе является исследователем, проявляя живой интерес к различного рода исследовательской деятельности – к экспериментированию. Опыты помогают развивать мышление, логику, творчество ребенка, позволяют наглядно показать связи между живым и неживым в природе.
Основная цель: способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, посредством реализации опытно-экспериментальной деятельности в детской лаборатории, а так же:
1. Способствовать формированию и развитию познавательных интересов детей через опытно-экспериментальную деятельность.
2. Развитие познавательной активности детей в процессе экспериментирования
3. Развитие наблюдательности, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развитие познавательного интереса детей в процессе экспериментирования, установление причинно-следственной зависимости, умение делать выводы
4. Развитие внимания, зрительной, слуховой чувствительности
5. Создание предпосылок формирования у детей практических и умственных действий.
Задачи:
1. Расширять представление детей о физических свойствах окружающего мира
2. Знакомить с различными свойствами веществ (твердость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость.)
3. Развивать представления детей о некоторых факторах среды (свет, температура воздуха и её изменчивость вода-переход в различные состояния Воздух — его давление и сила Почва — состав, влажность, сухость
4. Расширять представление об использовании человеком факторов природной среды: солнце, земля, воздух, вода, растения и животные для удовлетворения своих потребностей
5. Расширять представление детей о значимости воды и воздуха в жизни человека
6. Знакомить детей со свойствами почвы и входящих в её состав песок и глину
7. Развивать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру
8. Развивать интеллектуальные эмоции детей: создавать условия для возникновения удивления по отношению к наблюдаемым явлениям, для пробуждения интереса к решению поставленных задач, для раздумья, для возможности радоваться сделанному открытию.
Данная методическая разработка реализовывалась последовательно со второй младшей группы по старшую группу.